Археологи воссоздали лицо неандертальца, жившего 75 000 лет назад

Около 75 000 лет назад в иракской пещере Шанидар была похоронена неандертальская женщина средних лет, которая оставила после себя самый полный и хорошо сохранившийся скелет. Эта пещера впервые была обнаружена в 1950-х годах в мухафазе Эрбиль и она содержит множество останков неандертальцев, которые раскрывают некоторые подробности о погребальных практиках древних людей.

К примеру, по крайней мере пять человек были похоронены группой за огромной скалой, — по всей видимости, это место имело особое значение, поэтому было выбрано для захоронения несколькими поколениями. В 1960-х годах вокруг одного из скелетов были обнаружены скопления пыльцы, и поначалу археологи предположили, что неандертальцы возлагали на могилы цветы. Однако недавний анализ показал, что на самом деле эта пыльца была занесена в пещеру гнездящимися в ней пчёлами.

Череп женщины предположительно был раздавлен камнепадом уже после её смерти, поэтому археологам пришлось собрать 200 осколков воедино.© Jamie Simonds

Останки, найденные в этом месте, сигнализируют о том, что древние гоминиды были чуткими и эмоционально развитыми существами, которые заботились даже о людях с ограниченными возможностями. Обнаруженная женщина была погребена за монолитом, а её череп был размозжен камнем после смерти.

Анализ оставшихся зубов показал, что она умерла в возрасте 40 лет и поэтому, возможно, пользовалась уважением среди соплеменников как старейшина общины. Оставшийся после неё скелет исследователи заботливо очистили, а сплюснутый череп собрали заново и отсканировали, чтобы создать модель лица древней женщины.

Воссозданная голова женщины из пещеры Шанидар.
Воссозданная голова женщины из пещеры Шанидар.© Jamie Simonds

Эта ювелирная работа потребовала невероятной осторожности, поскольку кость по консистенции была похожа на печенье, смоченное в чае. Воссозданное лицо продемонстрировало ключевые отличия черепов неандертальцев от черепов людей разумных: у неандертальцев были огромные надбровные дуги и выступающие носы. Впрочем, это не помешало двум видам скреститься, поскольку почти у всех современных людей есть ДНК неандертальцев.